Заголовок: Код P0420: что означает и какими способами устраняется
Проблема с эффективностью каталитического нейтрализатора иногда бывает временной, однако чаще она сигнализирует о необходимости скорой замены этого узла. Возможные способы решения неисправности изучались специалистами.
Что подразумевает под собой ошибка P0420
Ошибка Р0420 интерпретируется как «недостаточная эффективность катализатора». На английском языке формулировка звучит как «catalyst system efficiency below threshold». Этот код указывает на низкую пропускную и очистительную способность каталитического нейтрализатора – что это за элемент и для чего служит, мы детально разбирали в одном из предыдущих материалов.
Сама по себе неисправность не блокирует дальнейшее движение автомобиля, но следует учитывать, что засорившийся катализатор «душит» силовой агрегат, лишая его возможности развивать паспортную мощность и крутящий момент. Параллельно с этим растет потребление топлива, а также может появиться повышенная дымность выхлопа и резкий, неприятный запах отработанных газов. Основные симптомы описаны далее более подробно.
Характерные симптомы ошибки:
- Индикатор Check engine на панели приборов. В некоторых автомобильных моделях также предусмотрен специальный символ, сигнализирующий о «перегреве катализатора» – в определенных ситуациях он может активироваться вместе с «чеком» как следствие основной ошибки Р0420.
- Повышенный расход горючего. Состав отработанных газов, которые очищаются катализатором, отслеживается вторым кислородным датчиком (лямбда-зондом). В сети распространено убеждение, что вторая «лямбда» выполняет исключительно контрольную функцию и ни на что не влияет, однако это заблуждение. Безусловно, ее роль в формировании смеси значительно ниже, чем у первого датчика (расположенного в выпускном коллекторе). Тем не менее, электронный блок управления также учитывает показания этого датчика, корректируя топливную смесь.
- Ухудшение разгонной динамики. Забитый или поврежденный катализатор создает препятствие для свободного прохождения выхлопных газов, из-за чего в выпускной системе возникает противодавление. Давление газов в коллекторе и последующей трубе увеличивается – это негативно сказывается на работе мотора, уменьшая его мощность и дополнительно повышая расход.
Почему возникает ошибка P0420
Снижение эффективности каталитического нейтрализатора может носить как временный, так и необратимый характер. Соответственно, различаются и причины. Вот основные из них.- Низкокачественное топливо. В целом, суррогатное горючее способно провоцировать множество временных ошибок, но среди них «чек» по катализатору – один из наиболее распространенных. Если проблема заключается исключительно в составе бензина (о дизельных системах не говорим, там иная система очистки), то «лечением» обычно служит порция качественного топлива с хорошей заправки.
- Естественное старение и износ. В этом случае внутренняя структура нейтрализатора, которая состоит из сот, покрытых драгоценными металлами, со временем засоряется нагаром и продуктами сгорания. Современные катализаторы в среднем рассчитаны на пробег от 200 до 400 тыс. км, однако реальная эксплуатация всегда вносит свои поправки. Это особенно актуально для российских регионов, где качество бензина за пределами сетевых АЗС часто оставляет желать лучшего.
- Физическое разрушение. Керамическая сотововая структура обладает высокой хрупкостью. Достаточно одного удачного удара выпускной системой о камень или жесткое препятствие на дороге в области расположения катализатора, чтобы часть сот отломилась. Помимо этого, нередко внутренности разрушаются из-за аномально высокой температуры выхлопа (причины этого могут быть разными).
Чем грозит осыпавшийся катализатор
Разрушение сотовой структуры катализатора, помимо снижения производительности, опасно еще и тем, что частицы керамики могут быть затянуты обратно в двигатель. Как это ни парадоксально звучит, газы в выпускном тракте движутся не строго в сторону выхлопной трубы. В системе практически всегда присутствуют пульсации, и часть газов, уже попавших в коллектор, может частично возвращаться обратно в цилиндр. Следовательно, попадание туда абразивных частиц способно привести к серьезным последствиям. Вплоть до необходимости капитального ремонта мотора.
Способы устранения ошибки P0420
Если проблема вызвана исключительно плохим бензином, то она исчезнет сама собой. Нужно лишь выработать большую часть суррогата из бака, заменив его нормальным топливом. Но когда причина не в деревенской заправке, решением будет только ремонт. Здесь возможно два основных сценария.
1. Качественный ремонт в строгом соответствии с предписаниями производителя. Предполагает установку нового оригинального катализатора. Попутно проверяются кислородные датчики (лямбда-зонды) и, при необходимости, также заменяются. Это крайне дорогостоящая процедура, которую отечественные автовладельцы выбирают нечасто.
2. Удаление штатного катализатора и монтаж пламегасителя. Компромиссный вариант, получивший наибольшее распространение в России благодаря своей доступности и эффективности. Разумеется, ни о какой экологической очистке выхлопных газов речи уже не идет, зато «пламегас» обходится в разы дешевле оригинальной детали. А чтобы вторая лямбда не «ругалась» и не активировала ошибку P0420, к ней подключается (или устанавливается вместо нее – зависит от мастера) так называемая обманка. Это электронная схема, в самом простом исполнении состоящая из резистора и конденсатора. Данные элементы встраиваются в проводку кислородного датчика и передают на блок управления «правильный» сигнал о состоянии выхлопа.
Правда, такая схема хорошо функционирует лишь на простых инжекторных системах. Для современных автомобилей, чувствительных к любым изменениям, применяются более сложные методы: от чип-тюнинга электронного блока до монтажа штатного «лямбда-зонда» через специальную переходную проставку. Она является мини-катализатором, который в небольшом объеме очищает газы до требуемой нормы. Объем «очищенного» выхлопа составляет всего несколько кубических сантиметров – ровно столько, чтобы обмануть датчик и не позволить ему инициировать код P0420.
Однако, безусловно, даже самые технологичные обманки не смогут сделать выхлоп абсолютно чистым и лишенным характерного запаха. Да и расход топлива по сравнению с новой заводской системой будет несколько выше. Тем не менее, комбинация «пламегаситель плюс грамотно подобранная обманка» остается самым востребованным решением с точки зрения оптимального соотношения цены и эффективности.
